Знамя мира
Лига защиты культуры. Уральское региональное отделение. Международная общественная организация

КОСМИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

 

Чижевский Александр Леонидович

 

Чижевский - художник..

Выдающийся русский мыслитель-космист, ученый , А.Л. Чижевский был на редкость многогранно одаренной и энциклопедически образованной личностью. В последние годы многие любители искусства открыли для себя в Чижевском и незаурядного поэта-философа, писателя-стилиста, знатока и ценителя музыки, утонченного художника.

Научные поиски не ослабляли его художественное творчество, а, наоборот, способствовали в поэзии и пейзажах отражать его философские взгляды на мир, а поэтический дар - более успешной работе в области естествознания. Физик и лирик, таким образом, были в нем неразделимы. "С раннего детства, - вспоминал Чижевский, - я страстно полюбил музыку, поэзию, живопись, и любовь эта с течением времени не только не уменьшалась, а принимала все более страстный характер даже тогда, когда корабль моих основных устремлений пошел по фарватеру науки".

В Чижевском жило удивительно тонкое ощущение красоты земной природы и ее космичности, не прямолинейной, а как бы выступающей из покрова земной атмосферы и творящей те образы, мгновенность которых он схватывал своим гибким словом, живописью. Он был незаурядным ученым, поэтом, но и не менее значительным художником. Учился в раннем детстве в студии знаменитого Дега, с которым свела его судьба во время поездки с родителями по Франции. Однако не каждый научившийся рисовать становится художником. Он же – стал. В самые тяжелые послереволюционные годы картины, которые он писал и продавал или обменивал, спасли семью от голода.

Известно, что красота ценима даже в самые лихие времена. "В общий хозяйственный баланс, помимо служебного пайка, – вспоминал Чижевский, – я вносил свой пай. Он заключался в том, что я писал маслом по грубому полотну пейзажи, и затем они при усердии комиссионера обменивались на базаре на съестные припасы. Картины я писал по памяти, большие, по полтора–два метра в длину, яркие, иногда даже удачные, но почти всегда с дорогим моей душе легким оттенком импрессионизма. "

Вместо толстого бронзового багета, который скоро исчез из нашего дома, подрамник сверху обивался тонкими планками, которые покрывали золотистым порошком для елочных картонажей <…> В общей сложности на калужском базаре, что около Ивановской церкви, за 1918–1922 годы было обменено на съестные припасы около ста картин “моей кисти”» [1]. Он сам несколько иронически относился к своему художеству. Однако живопись занимала значительное место в его духовной и интеллектуальной жизни, и не только собственная. Например, согласно сообщению известного исследователя наследия Чижевского В.Н. Ягодинского, ученый использовал картину Н.К. Рериха «Знамение» в своей работе «Эпидемические катастрофы и периодическая деятельность Солнца» для подтверждения своего научного текста. Тот же Ягодинский приводит отзыв одного из крупных физиков, Д.И. Блохинцева: «Многие из его акварелей (А.Л. Чижевского. – Л.Ш.) просто прекрасны, другие хороши. Но, быть может, самое главное, о чем говорят эти картины <…> как и стихи <…> заключается в том, что они раскрывают перед нами образ истинно великого русского человека в том смысле, в котором он всегда понимался в России.

Необходимой и неотъемлемой, обязательной чертой этого образа были не столько успехи в той или иной науке, а скорее создание мировоззрения. Наука, поэзия, искусство – все это должно быть лишь частью души великого гуманиста и его деятельности»[2]. Вот созданием этого мировоззрения, которым прекрасно сам владел, Чижевский занимался и в науке, и в искусстве.

Сама космическая эволюция востребовала такую личность, как Чижевский, соединивший в себе в равной степени науку, поэзию и художество. Чижевский был художником-пейзажистом в полном смысле этого слова. Две тысячи его работ посвящены в основном русскому пейзажу. И каждая из них отличается от другой и по настроению, и по свету, и по ритму и музыке, в ней заключенной.

В его картинах, сплелись воедино Земля и Космос, философия и высокое искусство. А, между прочим, Чижевский вовсе не был ни профессиональным художником, ни профессиональным поэтом. Он был только профессиональным ученым, но природа изначально так богато его одарила, что его искусство и его научные исследования стояли на одном уровне, не уступая друг другу, создавая мощный синтез в новой системе познания. «Чижевский, – пишет В.Н. Ягодинский, – рисовал всю жизнь, в самых трудных жизненных условиях, самыми примитивными и некачественными материалами. Это говорит о том, что живопись была для него, так же как и поэзия, не развлечением, не отдыхом, а потребностью».

В течение жизни Чижевским было написано более тысячи живописных произведений в самой разнообразной технике: от масла и темперы до гуаши, рисунков цветными карандашами, пастели, акварели. Сохранилась лишь малая часть его живописных работ - около 400 акварелей, рисунков цветными карандашами, в основном периода 40-х - 50-х годов. Находятся они в разных городах нашей страны: Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Тамбове, Караганде, Челябинске, Калуге. Александр Леонидович и Нина Вадимовна имели обыкновение дарить картины друзьям, добрым знакомым, ученым. Основная часть сегодняшней коллекции картин Чижевского хранится в фондах Государственного музея истории космонавтики им. К.Э. Циолковского в Калуге.

Органическая потребность познавать, отображать мир в стихах и красках помогли Чижевскому выстоять в нечеловеческих условиях, в которых он оказался в 40-х - 50-х годах. Не случайно между строк его стихотворения "Гиппократу" появилась такая запись: "5.1.43 г. Холод + 5СС в камере, ветер дует насквозь. Жутко дрогнем. Кипятку не дают".Стихи и пейзажи согревали его душу, усердная внутренняя работа продолжалась, несмотря ни на что.

В эти трудные годы обнаружилась у него еще одна удивительная способность – писать пейзажи по памяти. Эта особенность давала ему возможность запечатлевать позже увиденное и подсмотренное мгновение природы, когда нельзя было сделать натурный эскиз. По воспоминаниям его жены, Нины Вадимовны, он (Чижевский. – Л.Ш.), " …принимался рисовать “по памяти”, как только выдавалось свободное время, а иногда даже прерывал научную работу для очередного, внезапно возникавшего сюжета рисунка" [3]. И это «внезапное возникновение» сюжета свидетельствует об его уникальной художественной одаренности и своеобразии внутреннего мира, которое проявилось во всех областях его творчества.

Макс Волошин говорил, что "художники - это глаза человечества". Картины Чижевского вызывают у нас ощущение радости жизни, красоты и величия окружающего нас мира. Человек большой и щедрой души, твердо веривший в победу Солнца над мраком, Добра над Злом, А.Л.Чижевский оставил нам замечательное душевное наследие, которое призывает нас ценить Прекрасное, любить Жизнь и Человека.
Л.Т. Энгельгард

Смотрите так же статью о Чижевском в разделе "Ученые-Космисты"

Чижевский как Ученый...

------

[1] Чижевский А.Л. На берегу Вселенной. С. 85

[2] Цит по: Ягодинский В.Н. Александр Леонидович Чижевский. С. 216.

[3] Цит по: Ягодинский В.Н. Александр Леонидович Чижевский. С. 213.



Безбрежность

Зимняя ночь

И снова осень

Морская даль

Одиночество

Первый снег

Приближается осень

Сказка. Погоня.

Спустился туман

Всемирный день культуры

Марш Мира в Италии, 2010

Марш Мира в Италии, 2010

Знамя Мира над Тамгалытас

Знамя Мира над Тамгалытас

День Культуры 2012 в УрФУ, Екатеринбург

День Культуры 2012 в УрФУ, Екатеринбург

Чествование ветеранов. День Культуры 2012 в УрФУ

Чествование ветеранов. День Культуры 2012 в УрФУ

День Культуры 2002, Екатеринбург

День Культуры 2002, Екатеринбург

Вручение Знамени Мира ректору УГТУ-УПИ С.С.Набойченко

Вручение Знамени Мира ректору УГТУ-УПИ С.С.Набойченко

Валерий Першин на вершине Мак-Кинли

Валерий Першин на вершине Мак-Кинли

День Культуры 2010 в УрФУ, Екатеринбург

День Культуры 2010 в УрФУ, Екатеринбург

     
 
  Уральское Отделение Международной Лиги Защиты Культуры