Уральское Отделение Международной Лиги Защиты Культуры

ЗНАМЯ МИРА

Главная -> Знамя мира ->

Символика Знамени Мира

Для Знамени был выбран один из немногих вечных символов, наблюдаемый в искусстве всех народов от каменного века до на­ших дней и выражающий, в различных вариациях, идею триединства.

 

В Древней Руси знак Древа Жизни в виде трилистника в круге или в сердцевидном контуре играет весьма заметную роль. Он уходит корнями в дохристиан­скую древность. Обычно он встречается в составе ленточных композиций в архитектурном декоре, книжной миниатюре и прикладном искусстве и толкуется в духе идеи «вечного возвращения» — круговорота бытия.

Древо Жизни обычно изображается в форме трилистни­ка в круглом или сердцевидном контуре. В церковно-православном искусстве этот символ широко распространился в иконописи, фресковой живописи и внешнем резном декоре храмов.

.

На иконах Преподобного Сергия тот же знак.

 

Ханс Мемлинг Поклонение Христу

На груди Христа, на знаменитой картине Мемлинга, знак запечатлен в виде большой нагрудной фибулы.
[ФИБУЛА (лат. fibula), металлическая застежка для одежды в виде булавки, заколки со щитком, обычно богато украшенным. Один из самых древних предметов украшения. Использовалась древними греками и римлянами, а также в средние века и в 18 в.]

К произведениям со знаком Знамени Мира Рерих относил не только те, где знак изображен в своем полном завершении, но и те, на которых знак нарисован без окаймляющей окружности, и даже те, на которых три окружности разнесены достаточно далеко, как на иконах Святого Николая или Святитель Григория Богослова.

Святитель Иоанн Златоуст

 

Время создания: XVI век

 Описание: икона

 Место хранения/создания:

Частное собрание

 

 [Русь/Россия: Святитель Иоанн Златоуст, С. 1. Православная икона, С. 818]

 

Святитель Григорий Богослов

 

Автор: Мастерская Дионисия

Школа: Московская школа

Время создания: 1502 г.

Размеры: 157 x 59 см

Описание: икона. Деисусный чин

 Место хранения/создания:

Русский Музей, Санкт-Петербург

 

[Русь/Россия: Святитель Григорий Богослов, С. 1. Православная икона, С. 940]


 

Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст

Автор: Семен Хромой

Школа: Строгановская школа

Время создания: до 1616 г.

Размеры: 142 x 104 см

 Материал/техника: доска липовая, темпера, позолота

Описание: икона

Место хранения/создания: Пермская Государственная Художественная Галерея

[Русь/Россия: Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, С. 1. Православная икона, С. 1090]


 

В европейской религиозной живописи этот символ (именно в том виде, как его предложил Рерих) можно видеть на груди у Иисуса Христа и Девы Марии. Отсюда и появление знака Знамени Мира на картинах Художника.

 Защитница

 

Святая София-Премудрость

 

Так какова же символика Знамени Мира? Из множества приведенных примеров следует, что однозначный ответ на этот вопрос невозможен, да и едва ли сам художник стремился дать его. Он стремился дать человечеству новый универсальный знак, который будет воспринят каждым по-своему, знак, который обращен не к интеллектуальному уровню сознания, а к глубинному, к тому, что понимается не разумом, но сердцем к тому, что находит свои отклики у всех народов, не зависимо от вероисповедания и культуры.

Простое истолкование этого Знака невозможно для тех, кто стремится к глубокому осмыслению мировой культуры. Если же человек хочет получить готовый ответ, не столько однозначный, сколько упрощенный, то для таких людей ответ был дан самим Николаем Рерихом, который в 1939 году писал: "Просят объяснить, где имеются знаки нашего Знамени Мира. Теперь объясняют его разно: одни говорят, что это – прошлое, настоящее и будущее, объединенные кольцом вечности. Для других ближе пояснение, что религия, знание и искусство в кольце культуры. Вероятно, и среди многочисленных подобных изображений в древности также имелись всевозможные объяснения…"

Будучи не только художником, философом, общественным деятелем, но и одним из виднейших археологов своего времени, он прекрасно знал, насколько древен и широко распространен Знак, избранный им для Знамени Мира. Универсальность и надкультурность этого Знака и послужила причиной избрания. Древнейший знак блага, завершенности, соединения противоположностей близок всем народам – и почти всем присущ.(Фотоальбом - Знаки Триединства в культуре народов прошлого)

Восприятие образа всегда богаче, шире, многозначнее любого конкретного определения. Именно поэтому мы не станем искать точный и простой ответ на вопрос, что же именно символизирует Знак. Любое из определений, данных в этой статье, является правильным, – и любое, будучи названо единственно правильным, превратится в ошибку. Говоря словами самого Н.К. Рериха, "никто не может утверждать, что этот знак принадлежит лишь одному верованию или основан лишь на одном фольклоре"[1]

[1]  Там же, С. 40.


Смотрите также:

Баркова А.Л. Символика Знамени Мира Рериха /Электронная библиотека МЦР/


Уральское Отделение Международной Лиги Защиты Культуры