Уральское Отделение Международной Лиги Защиты Культуры

КОСМИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

КОСМИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ->

Художники-космисты

 Художник – это тот, кто роковым образом, даже независимо от себя, по самой природе своей, видит не один только первый план мира, но и то, что скрыто за ним, тунеизвестную даль, которая для обыкновенного взора заслонена действительностью наивной; тот, наконец, кто слушает мировой оркестр и вторит ему, не фальшивя.

 А.Блок 

Космизм как направление в искусстве

Ед­ва ли мож­но спо­рить с ут­верж­де­ни­ем, что ху­дож­ник от­ра­жа­ет в сво­ем твор­че­ст­ве ту ре­аль­ность, ко­то­рую он ви­дит. Но что та­кое «ре­аль­ность»? Толь­ко ли яб­ло­ки в ва­зе или сце­ны на ули­це? Ду­хов­ный по­иск – это ре­аль­ность? Те­че­ние вре­ме­ни – это ре­аль­ность? Тай­ны ми­ро­зда­ния – это ре­аль­ность? Мысль – это ре­аль­ность? Могут ли зри­мые образы пе­ре­дать по­лет мыс­ли?

В. Черноволенко.

Лучистые мысли

В. Черноволенко. Лучистые мысли

Ху­дож­ни­ки, ко­то­рых при­ня­то на­зы­вать ко­с­ми­с­та­ми, от­ве­ча­ют на этот во­прос сво­и­ми про­из­ве­де­ни­я­ми. От­ве­ча­ют – ут­вер­ди­тель­но. Сво­им твор­че­ст­вом они пред­во­с­хи­ща­ют рас­кры­тие тех про­цес­сов ко­с­ми­че­с­кой эво­лю­ции, ко­то­рые раз­во­ра­чи­ва­ют­ся в на­сто­я­щее вре­мя, но по­ка не мо­гут быть опи­са­ны сред­ст­ва­ми традиционного научного по­зна­ния. В своих живописных произведениях они доносят до зрителей идеи нового космического мышления об одухотворенном Космосе, о Беспредельности, о вза­и­мо­свя­зи че­ло­ве­ка и Вселенной, о ми­рах иных из­ме­ре­ний и иных со­сто­я­ний ма­те­рии – вза­и­мо­про­ни­ка­ю­щих друг в дру­га и су­ще­ст­ву­ю­щих как еди­ная ре­аль­ность, о красоте этих нездешних миров.

Космизм как новое направление в живописи явился продолжением русских духовных традиций, он особенно ярко заявил о себе в на­ча­ле ХХ ве­ка. Это было связано с отражением в художественном пространстве ко­с­ми­че­с­кого ми­ро­ощу­ще­ния, за которым стояла новая красота и ее поиск. Новое направление отринуло символизм и соприкоснулось с космической В. Черноволенко. Лучистые мысли

реальностью, с его новой энергетикой. Впервые запечатленная на полотнах художников-космистов космическая красота инобытия приблизила искусство к реальности Космоса. Многие полотна художников-космистов музыкальны. Силой своего дара истинный художник переносит на холст звуки космических ритмов, и зритель становится сопричастным новой красоте и новой энергетике, которая расширяет его сознание, будит воображение, рождает новые высокие образы.

Выступая на открытии выставки художников-космистов в Музее имени Н.К. Рериха, Генеральный директор Музея Л.В. Шапошникова выразила содержание космизма следующими словами: «Нарисованная ракета, или простое отображение звезд, планет – это еще не космизм. Можно нарисовать чайник и это будет космизм, т.к. космизм – это нечто духовное, то, что пронизывает форму, проникает в те или иные художественные сюжеты. Увидеть в земном предмете космическую силу и космическую энергию удается пока лишь художникам».

А. Маранов. Солнечный Ветер

Солнечный Ветер.Маранов.

 ...Через зримые образы на своих полотнах космисты передают то, что до самого недавнего времени было принято называть нематериальным.

Живая Этика объясняет нам, что помимо плотного мира существуют два других – Тонкий и Огненный, – и духовные проявления относятся к этим, более высоким формам бытия. Именно Тонкий мир и отражают в своем творчестве художники-космисты. Они воплощают в своих картинах Новую Красоту и новую энергетику, благодаря которой мы вступаем в энергообмен со всем, что видим и к чему прикасаемся.

Их сюжеты вполне реальны, только эта реальность более высокого порядка. Именно поэтому она не менее объективна, чем вещный мир.

Творчество современных космистов по праву может быть названо синтетическим: будучи европейскими художниками конца ХХ – начала XXI века, космисты свободны в самовыражении, но, подобно религиозным художникам, целью своего творчества они ставят раскрытие некоей духовной идеи. Идеи инобытия, духовного преображения, связи с Высшим, которые имели глубокую традицию в русской православной иконописи.

Однако художники этого направления постепенно отходят от иконописной традиции, освобождаются от церковных канонов и смело устремляются на широкий духовный простор Космоса.

Есть еще одна культурная традиция, о взаимосвязи которой с творчеством космистов хочется сказать особо. Это философская живопись Китая и Японии, где пейзаж – иногда с редкими фигурами, иногда безлюдный – был воплощением определенного психологического состояния или философской идеи. Такой условный пейзаж часто встречается в живописи космистов, он становится не изображением природы, а отражением человеческой души.

Творчество космистов – это своеобразное возвращение к изначальной нерасчлененности философии и искусства, но возвращение на совершенно новом уровне – как идейном, так и изобразительном. Художники-космисты дают возможность прикоснуться к энергетическим изменениям, происходящим сейчас в мире, к изменениям, связанным с Космической эволюцией, – эти изменения наиболее полно ощущаются во внутреннем творческом пространстве искусства.

Несмотря на то, что каждый художник ищет индивидуальные средства выражения своих идей, многие образы оказываются сходны. Это объясняется тем, что художники-космисты интуитивно обращаются к языку мифологических символов, память о которых веками хранится в человеческой культуре.

Излюбленный цвет многих художников – синий. В мифологии это цвет мудрости, тайны, знаний, добываемых из запредельных миров. Синий цвет – цвет гармоничной ауры, знак высокой духовности. И поэтому глубокий, полнозвучный синий – колорит многих полотен художников-космистов.
По материалам Центра Музея им. Н.К. Рериха


Уральское Отделение Международной Лиги Защиты Культуры