Как успокоить грудничка, когда он плачет

5 способов успокоить плачущего младенца

Как успокоить малыша, если он сильно расстроился? Исходя из перечисленных элементов, можем уже выделить пункты как малышу помочь успокоиться.

Доктор Харви Карп первый выделил и систематизировал основные моменты, влияющие на быстрое успокоение малыша.

  1. Запеленать.

Первое, что может сделать мать, это запеленать ребенка. В матке ему было тесно, малыш чувствовал стенки матки и, оказываясь после родов в этом огромном мире, он расстраивается, теряется.

Младенец пока еще хочет чувствовать границы. Против правильного грамотного пеленания ни один ребенок не возражает.

Многие мамы говорят: «Мой малыш не любит пеленаться ». Скорее всего вы просто неверно пеленаете малыша. Любой новорожденный, если его правильно запеленать свободным пеленанием, где он движет ручками и ножками, но при этом чувствует границы, будет счастлив и спокоен. Как это сделать правильно читайте в статье Как пеленать новорожденного>>>

  1. Положить ребенка на бочок или животик.

Положение на боку  очень быстро успокаивает ребенка, это похоже на внутриутробное положение.

Наверняка вы замечали, что когда вас что-то огорчило, вы устали, поссорились, то хочется закутаться, спрятаться под одеяло и свернуться именно «калачиком». Генетическая память взрослых людей заставляет их принимать позу эмбриона, когда они себя чувствуют плохо, она активируется в моменты стрессовых расстройств. У малыша такое желание спрятаться выражено острее, поза эмбриона для него гораздо предпочтительней, чем поза, лежа на спине без пеленки или в коконе.

Как правильно укладывать малыша спать и добиться быстрого засыпания без слез и капризов смотрите в интернет-курсе Спокойный сон малыша от 0 до 6 месяцев>>>.

  1. Знакомые звуки/белый шум.

Знакомые звуки – это биение материнского сердца, дыхания. Такие звуки успокаивают ребенка, но если вам необходимо отложить от себя ребенка в силу каких-то причин, можно включить белый шум. Читайте подробную статью о белом шуме для новорожденных>>>

Можно держать на руках и добавить белый шум, тогда эффект воздействия будет гораздо сильнее.

Если малыш не очень хорошо реагирует на белый шум на телефоне, может быть, звуки не точно отражают успокаивающие моменты, тогда можно зайти в ванную и включить воду. Поток воды также создает белый шум. Еще один вариант – в комнате включить фен, звук работающего фена также создает белый шум, дети под эти звуки достаточно быстро расслабляются и успокаиваются.

  1. Покачать.

Это работающий элемент для успокоения малыша, потому что такие движения похожи на внутриутробное покачивание. Правильное качание быстро успокаивает малыша, ему знакомы мягкие движения. Читайте полезную статью Как правильно укачивать ребенка>>>

  1. Сосание. Сосание является важным элементом для успокоения ребенка.

Малыш во время внутриутробной жизни постоянно получал питание через пуповину, и это питание было без интервалов.

Плачущего малыша нужно чуть успокоить, потому что таком состоянии он грудь не возьмет, но когда мама его успокоит, обязательно дать малышу грудь.  Это необходимо для изменения гормонального состояния организма: ребенок получит гормоны успокоения и снизится уровень гормонов стресса, вызывающих плачь и беспокойство

Подробнее о важности кормления грудью>>>

Вы можете использовать или часть этих способов одномоментно, или выбирать какой-то один вариант в ситуации плача ребенка и применять его.

Нужно пробовать, экспериментировать, чередовать все эти элементы, они замечательно работают.

  • Как успокоить плачущего ребенка
  • Как быстро уложить ребенка спать
  • Уход за новорожденным в первый месяц жизни

Источники

  • Power C., Williams C., Brown A. Does childbirth experience affect infant behaviour? Exploring the perceptions of maternity care providers. // Midwifery — 2019 — Vol78 — NNULL — p.131-139; PMID:31437757
  • Kidd M., Hnatiuk M., Barber J., Woolgar MJ., Mackay MP. "Something is wrong with your milk": Qualitative study of maternal dietary restriction and beliefs about infant colic. // Can Fam Physician — 2019 — Vol65 — N3 — p.204-211; PMID:30867180
  • Eismann EA., Pearl ES., Theuerling J., Folger AT., Hutton JS., Makoroff K. Feasibility study of the calm baby gently program: An educational baby book intervention on safe practices related to infant crying. // Child Abuse Negl — 2019 — Vol89 — NNULL — p.135-142; PMID:30658174
  • Rasmussen HF., Corner GW., Margolin G. Young adult couples’ behavioral and physiological responses to the infant simulator: A preliminary illustration of coparenting. // Infant Behav Dev — 2019 — Vol56 — NNULL — p.101255; PMID:29728255
  • Tedder J. The Roadmap to Breastfeeding Success: Teaching Child Development to Extend Breastfeeding Duration. // J Perinat Educ — 2015 — Vol24 — N4 — p.239-48; PMID:26834445
  • Montero JV., Nieto EM., Vallejo IR., Montero SV. Intranasal midazolam for the emergency management of hypercyanotic spells in tetralogy of Fallot. // Pediatr Emerg Care — 2015 — Vol31 — N4 — p.269-71; PMID:25831027
  • Allen KA. The neonatal nurse’s role in preventing abusive head trauma. // Adv Neonatal Care — 2014 — Vol14 — N5 — p.336-42; PMID:25137601
  • Olza Fernández I., Marín Gabriel MA., García Murillo L., Malalana Martinez AM., Costarelli V., Millán Santos I. Mode of delivery may influence neonatal responsiveness to maternal separation. // Early Hum Dev — 2013 — Vol89 — N5 — p.339-42; PMID:23265255

Каким бывает плач новорожденного

Как и все дети, ваш ребенок уникален. Он по-своему ест, спит, реагирует на раздражители — и успокаиваться будет тоже по-своему. При всем многообразии индивидуальных проявлений характер у плача новорожденных одинаковый.

  • Призывный плач — ребенок кричит 5 – 6 секунд, затем делает паузу на 20 – 30 секунд, при отвлечении внимания или ожидая результата, затем вновь кричит примерно 10 секунд и снова затихает на 20 – 30 секунд. Такой цикл повторяется несколько раз, при этом период постепенно увеличивается, пока плач не становится сплошным;
  • Голодный плач начинается с призывного плача. Если мама подошла и взяла малыша на руки, но не предложила грудь, то плач переходит в сердитый крик, который сочетается с «поисковыми» движениями головой, причем в этот момент ребенок замолкает. Если она и после этого не дает грудь, то требовательный плач переходит в яростный плач с захлебываниями. Малыш может засовывать в рот свой кулачок, совершает сосательные движениями губами и языком, вертит головой в поисках материнской груди или соски;
  • Плач при боли — плач с оттенком страдания и безысходности. Это достаточно ровный непрекращающийся плач, во время которого случаются всплески отчаянного крика, видимо, соответствующие усилению болевых ощущений. Если вы не подошли к ребенку, когда он «призывно» кричит, и он заплакал, то по тому, как именно он плачет, вы сможете угадать причину плача, чтобы быстро успокоить малыша.

Несоблюдение режима питания

Довольно часто, особенно при грудном вскармливании, детский плач сигнализирует о задержке процедуры кормления или несоответствии еды вкусовым предпочтениям ребенка (которые формируются в утробе матери). Как быстро успокоить ребенка в подобном случае? Следует предложить ему привычный рацион питания (смесь или грудное молоко) и стараться не пропускать время кормления, следить за температурой смеси (должна быть теплой и свежей). В противном случае может возникнуть вздутие живота (скопление газов или колики), и придется прибегать к специальным мерам: гимнастике, прогреванию живота, укропной воде.

Особенности развития детей до года и способы взаимодействия

Новорожденный при помощи плача и разных вокализаций поддерживает связь с окружающими его взрослыми (информирует о мокрых подгузниках, наступлении времени кормления, сна, переутомлении, неприятных ощущениях). Поэтому ответы на вопрос: «Как успокоить грудного ребенка?» будут относиться в основном к распорядку дня. Организм младенцев при благоприятных условиях работает как часы и, естественно, что любой сбой может повлечь за собой плач и выражение недовольства иными способами. Как успокоить ребенка в сложившейся ситуации, и к каким действиям прибегать? Достаточно рассмотреть причины плача, их устранение и профилактику повторных проявлений.

Как успокоить плачущего дошкольника

Первое, что нужно сделать, вспомнить девиз Карлсона «Спокойствие, только спокойствие!» и придерживаться его во время общения с детьми

Ребенок, претендуя на равноправные отношения, добивается признания важности проблем, с которыми ему приходится сталкиваться, и сопереживания. Достаточно проговорить сложившуюся ситуацию (без сюсюканий, скандалов, криков) и принять совместное решение.
Если плач и обида возникают в ответ на перевозбуждение, переутомление, пресыщение определенными эмоциями (что сигнализирует взрослому о недостаточно продуманной организации режима дня) – нужно создать спокойную обстановку, обнять малыша, обсудить с ним его переживания и страхи

Если есть возможность заняться совместной (успокаивающей) деятельностью: выкладыванием мозаики, играми с песком, водой. Возможны лепка и аппликация. Деятельность должна быть приятной и не вызывать дискомфорт.
Плач и все известные способы привлечения к себе внимания часто становятся признаками трудности формирования самооценки. Само по себе это качество — новообразование в психическом развитии ребенка 4-5 лет, но формируется оно только под влиянием окружающей среды и значимых взрослых. Проявляются такие проблемы в «неадекватном» (с точки зрения родителей) поведении ребенка: ведет себя вызывающе артистично, напоказ, часто впадает в крайние проявления отрицательных эмоций, начинает говорить и поступать назло всем. Бунтарские затеи можно перечислять бесконечно. Как показывает практика, выход из сложившейся ситуации один – визит к детскому психологу, если потребуется — к неврологу. Самостоятельно решить проблемы такого характера могут единицы, поэтому «вариться в собственном соку» не только плохо для родителей, но, в первую очередь, и для будущей судьбы малыша.
Часто проявляются капризы у дошкольников перед сном. Это указывает на то, что ребенок перевозбудился, переутомился или, наоборот, занимался слишком активной деятельностью, и организм не успел переключиться на более медленный и спокойный темп работы. Рекомендации по уравновешиванию всех процессов в организме дошкольника остаются прежними: тишина и полумрак в комнате, свежий воздух и теплые ванны перед сном, успокаивающая музыка для детей, любимая сказка или колыбельная – все, что позволит малышу почувствовать любовь, заботу и нежность по отношению к нему.

Потребность в дневном и ночном сне

Новорожденные спят большую часть времени – до 20 часов. По мере взросления это время сокращается, так как кроху теперь ждут новые возможности: знакомство с миром, обретение навыков переворачивания с бока на спинку, держание головки. Поэтому причин для родительского беспокойства быть не должно. Тем более что по мере взросления времени на сновидения будет уделяться все меньше, а в 12 месяцев они займут 14 часов.

Нет рекламы 1

Нужен ли режим?

Многие родители интересуются, нужен ли режим в этом возрасте. Полностью нормализировать распорядок получится только после 3-х месяцев, так как сейчас еще ярко выражаются последствия родов, нервная система полноценно не сформирована, фазы не урегулированы.

Важная роль принадлежит уходу за ребенком. Он должен быть в полной мере обеспечен заботой, чтобы не испытывать нехватки в мамином присутствии. А много эмоций и впечатлений, полученных за день, только усложнят засыпание.

По возможности нужно как можно раньше приучать малышей к режиму. Даже если это будет сделать сложно, помните, что нет ничего невозможного

Не менее важно урегулировать режим самой маме, так как его отсутствие обернется стрессом, усталостью, раздражительностью для мамы

Сторонникам рациональности и порядка станет полезен ориентировочный распорядок дня для 2-х месячного младенца:

7:00–7:15 Пробуждение, гигиенические мероприятия
7:30–7:50 Кормление
8:00–8:30 Гимнастика, массаж
8:40–9:10 Дремота
9:10–9:30 Окончание дремоты, кормление
9:30–11:00 Активность (подвижные игры, общение)
11:00–12:30 Прогулка на свежем воздухе + сон
12:40–13:00 Кормление
13:20–15:30 Массаж, развлечения
15:30–15:50 Прием пищи
16:00–17:30 Сон
17:30–17:50 Кормление
18:00–19:00 Проведение досуга с малышом
19:10–20:10 Сон
20:10–20:30 Бодрствование (чтение сказки, массаж)
20:30–21:00 Подготовка к ночному отдыху (купание, переодевание)
21:00–07:00 Сон (с перерывами через каждые 4 часа для кормления)

Влияние вскармливания

От того, на каком вскармливании, грудном или искусственном, находится грудничок, тоже зависят особенности его сна. У искусственников есть свой нюанс: они должны скушать всю порцию питания, предназначенного для разового потребления.

Если же в баночке еще осталось содержимое, а кроха уже заснул, это может говорить о том, что он просто устал кушать. В таком случае специалисты рекомендуют разбудить его и «докормить», иначе скорое пробуждение за получением недостающей пищи неотвратимо.

СПРАВКА! Интересный феномен: некоторые родители отмечают, что нахождение в царстве Морфея искусственников менее подвержено частым пробуждениям из-за более длительного переваривания смеси.

Нормы дневного и ночного сна

Зная, сколько должен спать 2-х месячный малыш в сутки, важно грамотно распределить это время на дневной и ночной периоды. Если у некоторых детей нехватка обеденного отдыха компенсируется ночным, то у других, наоборот, это лишь ухудшает не только засыпание, но и качество самого сна

Педиатры считают, что сон детей, находящихся на естественном вскармливании, намного крепче и спокойнее

В идеале дневной сон делится на 4 периода: 2 из которых – это длинный (продолжительностью до 2 часов), и 2 раза – короткий (по 40 минут). Если малыш «пересыпает», нужно его разбудить, а если возникли проблемы с дневной дремотой, поможет свежий воздух, благоприятно воздействующий на детский организм.

Ночной сон не менее важен и зависит от сытости, самочувствия, внешних факторов и эмоционального состояния крохи. Ночью дети спят по 10–12 часов, каждые 3–4 часа из которых прерываются на кормление. Постепенно стоит приучать ко сну без перерывов. А чтобы ребенок не перепутал день и ночь (распространенное явление для этого возраста), родителям нужно придерживаться нескольких простых правил:

  • днем вести привычный «шумный» образ жизни, не переходя на шепот и не отвлекаясь от привычных домашних дел;
  • играть с малышом, петь песни, включать развлекательные передачи;
  • не ограничивать общение с внешним миром;
  • в вечернее время создать тихую обстановку: разговаривать тише, исключить громкие звуки и активные игры;
  • свет в детской приглушить, закрыть шторы.

Это необходимо для того, чтобы младенец понимал, когда можно «шуметь», а когда, наоборот, стоит вести себя предельно тихо и спокойно.

Нет рекламы 2

Чем психолог может помочь ребёнку и родителям?

Как и в случае с дошкольником, работа психолога заключается в установлении паттернов поведения и решении сопутствующих психологических проблем. Особенность работы со школьниками состоит в том, что они уже лучше понимают себя, могут давать оценку своим действиям и находить взаимосвязи.

Работа психолога с 8-летним Ваней и его мамой

На семейной терапии психологу удалось выяснить, что:

  1. Мама воспитывает Ваню одна.
  2. Истерики случаются обычно после общения с мальчиками. Они более грубые, часто обижают, с девочками ребёнок ладит куда лучше.
  3. Истерика возникала у Вани в моменты, когда нарушалось его личное пространство.

Работа с мальчиком включала в себя обсуждение неприятных моментов, выстраивание новой линии поведения в ситуациях, которые потенциально несли «опасность» или какой-либо дискомфорт. Мальчик научился адекватно реагировать на неприятные вопросы («а где твой папа?»). Маме же психолог посоветовал увлечь ребёнка каким-нибудь интересным занятием, чаще приглашать в гости его сверстников, желательно, спокойных и тактичных детей.

Также в ходе терапии мама Вани поняла свою ошибку: она слишком хотела вырастить из него настоящего мужчину, где-то недодала ласки, где-то наделила слишком большой ответственностью и всегда много требовала. При этом ей казалось важным, чтобы сын чётко выполнял её требования, даже когда он злился на неё, был чем-то недоволен или чувствовал себя уставшим. В семье почти не было места для обсуждения ситуаций и достижения договоренностей. В итоге мальчик не научился формулировать собственные желания, отстаивать своё мнение, реагировать на внешнюю агрессию. Всё это нашло отражение в проблемах с одноклассниками.

А избыточное напряжение в отношениях с мамой (ведь Ивану так важно было соответствовать всем её пожеланиям) привело к периодическим сильным эмоциональным выплескам, истерикам. Поэтому ещё одним важным пластом во взаимодействии с психологом была работа с чувствами: снятие накопившегося напряжение через игры и упражнения, обучение выражению эмоций приемлемыми способами, формирование навыков открытого диалога и высказывания своего недовольства.. Сейчас у Вани всё отлично

Постепенно истерики сошли на нет. Учителя, намекавшие, что у ребёнка проблемы «медицинского характера», теперь говорят, что это славный мальчик, у которого просто был сложный период.

Сейчас у Вани всё отлично. Постепенно истерики сошли на нет. Учителя, намекавшие, что у ребёнка проблемы «медицинского характера», теперь говорят, что это славный мальчик, у которого просто был сложный период.

Как проявляется кризис?

  • Привычные действия вызывают у ребенка ярый протест. Например, перед прогулкой мама надевает на малыша шапку, а он ее тут же стаскивает. Выйти во двор соглашается только после долгих уговоров, зато, когда пора возвращаться домой, поднимает крик. Раньше любил купаться в ванночке по вечерам, а теперь наотрез отказывается.
  • Желания годовичка противоречивы и сменяют друг друга со скоростью света. Сначала он кричит «Дай, дай, дай!», а получив заветную вещь, тут же швыряет ее на пол. Только что он обнимал маму или плюшевого медвежонка, а спустя пять минут уже сильно рассердился без всяких видимых причин.
  • Малыш очень резко реагирует на любой запрет или отказ: злится, безутешно рыдает, падает на пол и сучит ногами. Обиды и истерики становятся обычным делом.
  • Ребенок превращается в «мамин хвостик». Он неотступно следует за ней повсюду и не желает выпускать из поля зрения даже на пять минут.
  • Малыш упорно старается сам делать то, что ему еще не по силам, и категорически отказывается от помощи взрослых.

Как успокоить ребенка?

Если вы уверенны, что ребенок плачет не из-за причин, приведенных выше, есть некоторые рекомендации как успокоить ребенка. Это может занять некоторое время, но с терпением и опытом вы поймете, что необходимо для вашего ребенка, чтобы тот успокоился.

Пеленайте своего ребенка в большом тонком одеяле (попросите вашу медсестру или детского врача показать вам, как это сделать правильно), чтобы помочь крохе чувствовать себя в безопасности.

Держите ребенка на руках.Осторожно помассируйте ее спину. Если ваш ребенок заснет, не забудьте всегда положить в его кроватку на спину.

Включите спокойную музыку

Такая музыка может успокоить вашу кроху. Малыши любят слушать разную спокойную, классическую музыку.

Покачайте ребенка на руках или в коляске.Такие движения напоминают младенцам о движениях, которые они ощущали в утробе матери.

Обнимите своего ребенка и прижмите его к себе нежно.Ребенок почувствует защищенность и тепло рядом с мамой.

Избегайте перекармливания вашего ребенка, потому что это также может сделать ему дискомфорт. Попытайтесь подождать не менее 2 – 2½ часа с начала одного кормления до следующего.

Если еще не время кормить ребенка, предложите соску. Многие дети успокаиваются, сосать пустышку или свой пальчик.
Если чувствительность пищи является причиной дискомфорта:
На грудном вскармливании: мамы могут попробовать изменить свою диету. Посмотрите, если ваш ребенок становится менее беспокойным, если вы сократите молочные продукты или кофеин. Если нет никакой разницы после внесения изменений в диете, возобновите обычную диету. Избегание пряных или газированных продуктов, таких как лук или капуста. Такая диета помогла некоторым мам, но это не было научно доказано.

На искусственном вскармливании: Попросите педиатра вашего ребенка, выбрать другую смесь. Доказано, что это полезно для некоторых детей.

Ведите дневник, когда ваш ребенок бодрствует, спит, питается и плачет. Запишите, как часто вы ребенка кормите, и когда ваша кроха больше всего плачет после еды или до еды. Поговорите с педиатром об этом поведении, чтобы узнать, связан ли его плач со сном или едой.

Ограничьте дневной сон не более 3 часов в день. Сделайте все, чтобы ребенок оставался спокойным в тихой обстановке, когда вы кормите его, меняете подгузники в течение ночи, избегая ярких огней и шумов, таких как телевизор, громкая музыка и разнообразные громкие звуки.

Режим сна и бодрствования

Нарушение цикличности этих составляющих распорядка дня всегда вызывает плач и тревогу у детей. Если так случилось, что подготовка ко сну сдвинулась на полчаса или час, то появляются «капризки», «плач», «хныканье». Как успокоить ребенка в данной ситуации, не прибегая к экстраординарным мерам?

Первое, что нужно сделать – взять малыша на руки (чтобы он почувствовал защищенность). Покачивая спеть тихонько колыбельную или рассказать любимую сказку. Можно использовать успокаивающую музыку для детей перед сном. В дальнейшем будет достаточно воспроизведения музыкальных композиций, чтобы ребенок спокойно уснул. Некоторых детей перед сном лучше покормить – это обеспечивает спокойное погружение в царство сна.

Чем старше становится ребенок, тем больше времени он проводит бодрствуя. Естественно, что смотреть в одну точку полчаса малышу неинтересно (страсть к познанию мира в этот период особенно сильна). Такой плач необязательно останавливать «взятием на руки». Достаточно предоставить объекты для изучения и осязания (игрушки, погремушки с разной фактурой и формой) и включить классическую музыку для детей — успокаивающую и способствующую концентрации внимания.

Как помочь справиться со злостью

Если ребёнок агрессивен здесь и сейчас, действуйте так.

‍Помните, что вы — взрослый. У вас уже есть навык сохранять самообладание. Ребёнок только учится этому — ему нужна помощь. Не заражайтесь и не заводитесь, так вы закрепляете модель реагирования злостью на злость.

‍Крепко обнимите ребёнка. Объятия помогут приступу агрессии сойти на нет. Тактильный контакт — проявление любви и защиты, в которых нуждается агрессивный ребёнок. Если ребёнок кричит и отказывается, продолжайте спокойно предлагать: «Давай я тебя обниму», «Давай я тебя пожалею».

‍Валидируйте чувства. Проговорите состояние ребёнка: «Ты злишься, потому что…», «Ты сейчас зол из-за того, что…», «Я понимаю твою злость». Объясните, что испытывать негативные эмоции — это нормально.

‍Не стыдитесь происходящего. Если приступ злости у ребёнка случился в общественном месте, часто родителям становится стыдно перед окружающими. Родители начинают шикать на ребёнка: «Как тебе не стыдно, все смотрят» и больше думают о мнении других, чем о состоянии ребёнка в этот момент. Постарайтесь абстрагироваться от общественного мнения и сконцентрироваться на том, что ребёнку сейчас плохо, ему требуется ваша защита и помощь.

‍Поговорите. Когда ребёнок успокоится, проведите беседу: обсудите ситуацию, его чувства, ваши чувства, проблему, что можно было сделать, что предлагаете сделать в следующий раз. Обсуждение должно проходить наедине. Убедитесь, что находитесь на уровне ребёнка — например, присядьте на корточки, а не говорите с высоты своего роста. 

<<Форма с консультацией>>

<<Форма бесплатного курса>>

Способ №7. Успокоить маму

Ограничение метода ношения на руках заключается в том, что руки передают спокойствие спокойной мамы и нервозность нервной или злой. Это не повод, если мама расстроена, устала или зла, лишить малыша телесного контакта

Тогда он еще больше потеряется, поскольку все равно будет чувствовать дискомфорт мамы и тревожную обстановку.
Но это повод сместить внимание с волнения малыша на то, что происходит с мамой. Мы с мужем заметили интересный факт

Иногда, если я не могу успокоить ребенка (конечно, не в момент резкого крика, а в момент затяжной и утомляющей нервозности), то ребенку помогает, если муж делает мне массаж ног (малыш при этом лежит либо на мне, либо рядом). Смысл простой: можно расслабить маму и малыш автоматически расслабится. Регуляно отправлять маму в баню или бассейн, например (я это делаю с малышами). Устроить маме релакс в любой приемлемой форме. Мы используем метод Рэйки (для мамы), если чувствуем, что «градус нервозности» в доме зашкаливает. Это позволяет не только снизить волнение детей, но и избавить их от нежелательных в период младенчества болезней.

Дети в возрасте трех-пяти лет

Возраст «почемучек» по-своему интересен. Однако если не заботиться о правильной организации распорядка дня ребенка, то не исключены капризы и плач. В этот период малышу все хочется узнать, понять, почему нужно делать так, а не иначе, попробовать. Происходит дифференциация «я и другие» с сопутствующими прелестями и проблемами. Круг причин, способствующих появлению плаксивости во много раз увеличивается, а способы взаимодействия с ребенком в непростых ситуациях переходят на качественно другой уровень.

Теперь с чадом нужно договариваться, устанавливать правила, которые соблюдают все (в том числе и родители), помочь исподволь помочь найти контакт со сверстниками и способствовать образованию детского круга общения. Как никогда малыш нуждается в поддержке взрослого, которая заключается в формировании уверенности в своих силах, приучению к целенаправленной деятельности, выполнению установленных правил. Что же делать, когда наступило «время х» и ребенок выражает бурное несогласие, негодование, огорчение и обиду?

Способ №9. Поговорить с малышом

С первого дня я заметила, что Никитка лучше успокаивается, если с ним говорить, смотря ему прямо в глаза. Намного лучше чем, например, от укачивания. «О чем ты с ним говоришь?» — спросили меня друзья и семейные. «Конечно, о прошлых жизнях,» — сказала я — «прошу его, чтобы он побольше запомнил.»
Ну, а еще с новорожденными можно и нужно говорить обо всем, объяснять им, что происходит. Говорить, что они находятся в своем доме, среди своей семьи. Рассказывать про эту семью. Не обязательно сюсюкать, но говорить адресно, смотря в глаза. Не в режиме «радио, которое вещает само по себе», а в режиме контакта. Они понимают, да и нам полезно приучаться относиться к ним по человечески. И они даже верят нам и успокаиваются.

Способ №6. Укачать малыша («Помоги мне уснуть!»)

Мы специально не пишем про этот метод как первый, потому что укачивание не логично применять, если ребенок голоден, хочет писать или какать и даже в каждом случае, если он «потерялся» и хочет быть на руках у мамы. Это то, что нужно делать, если другие потребности «не видны», а ребенок нервничает и явно не хочет активно и спокойно бодрствовать, следовательно, устал. Результатом укачивания как правило является сон. Нам совсем не приходилось укачивать дочь, но малыши разные и с сыном нам пришлось поупражняться. Есть так много прекрасных способов укачивания, что мы хотим посвятить им отдельный пост. Здесь можем просто их перечислить. Самое оперативное — просто укачать на руках или на фитболе.
Мячик прекрасен, особенно он хорош для тех, кто укачивает не каждый день, а время от времени, например, для дедушек или бабушек. Укачивание на мячике не требует особого чутья к малышу, оно просто «берет ритмом». Я предпочитаю (по возможности, если малыш это принял) укачивать на гамаке, потому что это разгружает спину.
Муж (Саша) когда укачивает, танцует. Он берет динамичную музыку (типа «7-40») и не стесняясь включает ее громко, после чего от души скачет. Малыш засыпает к концу 2 или 3-ьей композиции. Держит он малыша вертикально «в лягушечке» на манер слинга. Я чаще всего танцую все-таки в слинге, поскольку не всегда после такого метода удается положить малыша, чтобы он выспался легче оставить его спать в слинге. Для нас очевидно, что укачивающий малыша взрослый, прежде всего укачивает себя, он переводит себя в измененное (ритмом) состояние сознания, в котором за счет своего тела (дыхания, расслабления, отключения сознания от повседневных проблем) «отключает» или расслабляет малыша. Если у мамы достаточно физической активности или есть возможность длительных прогулок, а также если она много находится на свежем воздухе, укачивание малышу обычно не требуется. Мы считаем, что укачивание более «востребовано» детьми, рожденными в городах в осенне-зимний период.

Укачивает также езда в машине. Нужно выбирать маршруты с монотонной ездой, желательно без пробок (иначе с раздраженным малышом можно попасть в очень неприятную ситуацию, когда он не сможет поспать). Нужно приноровиться с выносом малыша из машины. Чаще всего мамы несут малыша вместе с креслом. Мне это не по силам (да и наша люлька в машине для этого тяжеловата), я вынимаю малыша из кресла и несу на руках. Для этого надо учесть фазы сна. Переносить можно на фазе глубокого сна, когда дыхание глубокое, а тело расслаблено. Если попробовать перенести на фазе быстрого сна (фазе сновидений, когда тело подергивается, малыш шевелится и попискивает), то он проснется. Поэтому, если я доехала до места на фазе быстрого сна, то еще колешу какое-то время по округе, дожидаюсь пока уснет крепко. Фазы сна чередуются примерно каждые 45 минут. То есть раз в 45 минут глубокого сна наступает короткая по продолжительности (7-10 минут) фаза быстрого сна. Если «поукачивать» на фазе быстрого сна, то можно спокойно отдыхать следующую фазу глубокого сна (не укачивая). Это же касается сна в слинге. Именно на фазе глубокого сна можно сварить суп, посмотреть кино или поработать за компьютером, в промежутках лучше подкачивать. Все это касается в большей степени подросшего младенца, поскольку в первые три месяца малыши и так спят большую часть дня их дневной сон «охранять» не обязательно

Еще важно, чтобы в какой-то из этих снов мама выбрала время отдохнуть сама, иначе к концу дня она выдохнется

Как избежать проблемы в будущем?

Чтобы исправить ситуацию, мало просто выяснить, что вызвало бунт

Важно принять меры для того, чтобы не допустить его повторения. И здесь порой недостаточно только «одного пунктика» – придется многое пересмотреть в семейном укладе, методах воспитания, поведении и т

д. Приведенные ниже советы помогут в этом родителям.

Проводите с ребенком как можно больше времени. И не просто «рядом». Общайтесь с ним, как с равным, показывайте свое уважение к его личности и потребностям. Подключайте к своим взрослым делам, позволяйте ему вместе с вами решать, чем заняться. Так малыш будет учиться демократичному поведению, умению находить компромиссы
Чаще играйте с ним: в играх ребенок всегда чувствует себя главным, поэтому они укрепляют его чувство собственной значимости в семье.
Не бойтесь выражать свою любовь к крохе: словами, объятиями, заботой, вниманием

Ему очень важно чувствовать себя значимым, любимым, хорошим для вас
Ребенку это нужно для полноценного умственного и физического развития. Не думайте, что так вы вырастите неженку

Наоборот: уверенного в себе, самодостаточного, заботливого, уравновешенного человека.
Внимательно подумайте, какая атмосфера окружает ребенка. Постоянные конфликты, агрессия, сцены жестокости (даже не в вашей семье, а где-то во дворе) – все это может выбивать кроху из колеи. Особенно если у него неустойчивая нервная система и он очень впечатлителен. По возможности измените ситуацию.
Демонстрируйте ребенку равноправие. Время от времени меняйтесь с малышом ролями: играйте в семью, но возьмите на себя роль ребенка, а ему отдайте роль взрослого. Что произойдет? Кроха будет демонстрировать вам ваше поведение по отношению к нему: вашу манеру воспитания, интонации, систему запретов и т. д. Весьма полезное занятие для взрослого – увидеть себя со стороны глазами собственного ребенка.
Выработайте в семье единую систему запретов: то, чего не разрешает папа, не разрешит и мама, и бабушка. Это не даст ребенку простора для «психологических экспериментов». При этом запреты должны иметь для крохи понятную причинно-следственную связь (этого делать нельзя, потому что ты сделаешь себе больно), которая не утверждает ваш тоталитарный авторитет (я сказала – нет!), а дает ребенку представление о рамках разумного и безопасного. Кроме того, всегда важно, чтобы запрет имел альтернативу: это нельзя, но можно то-то. Ребенок должен ощущать, что с его мнением считаются, ему предоставляют свободу выбора.

Самое важное средство от многих детских бед – взаимопонимание с родителями. Если доверительные отношения удастся выстроить, угомонить малыша не составит проблем, да и ему капризничать не придется

Ведь добиваться нечего. Его и так любят, понимают, ценят, поддерживают, прислушиваются к его желаниям, уважают как личность – с ее потребностями и трудностями.

Демократичные отношения, умение выстроить с чадом конструктивный диалог и найти компромисс – непростая наука. Но она дает ребенку главные в его жизни чувства. Он – нужен

Его мнение – важно. Он – хороший

Есть ли для такого ребенка смысл бесконечно истерить?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector