10 волшебных упражнений для развития техники чтения

Содержание:

Читайте вместе

Чтобы увеличить скорость чтения ребенка, можно и нужно заниматься, причем, делать это систематически. И родителям тут придется приложить определенные усилия, проявить настойчивость, возможно, преодолеть собственную лень, ведь нужно заниматься каждый день, но благородная цель – дальнейшее развитие ребенка – того стоит. Делайте все с любовью и ваши занятия не оттолкнут дитя от чтения, а наоборот, заинтересуют.

Проявите изобретательность, придумывайте различные ухищрения, чтобы ребенок полюбил читать и делал это не «из-под палки». Например, пишите ему записки, в которых просите, чтобы он ответил письменно. Если в семье есть младшие дети, пусть ваш школьник им почитает – и общение, и тренировка. Читая на ночь любимую сказу, предложите малышу прочитать часть текста самостоятельно. Похвалите его, даже если прочитано так себе. Попросите ребенка пересказать прочитанное, ответить на вопросы. Это тоже, своего рода, занятия, о которых ваше чадо даже не подозревает и потому не станет упрямиться.

Пусть у вас в доступном месте будет детская литература, красочные журналы, книги, любая печатная продукция, которая может заинтересовать вашего юного следопыта. Очень может пригодиться детская энциклопедия. Там, как правило, яркие картинки, текст изложен доступно и разбит на небольшие блоки. Можно поиграть с ребенком, задавая вопросы на различные темы из этой книги, привлекая его, таким образом, к чтению.

Методики обучения чтению

Большинство методик подразумевают обучение в процессе игры, чтобы ребёнку было не скучно, и он лучше усваивал знания.

<<Форма демодоступа>>

Кубики Зайцева

Более двадцати лет эти кубики знакомят детей с буквами и учат составлять слова и слоги. Они позволяют понять, как различаются гласные и согласные, глухие и звонкие звуки. Всего в наборе 52 кубика, на каждом из которых изображены склады (сочетания согласной и гласной буквы). Кубики различаются по цветам и размерам, на больших изображены твёрдые склады, а на маленьких — мягкие. Во время занятий родителям рекомендуется проговаривать или пропевать склады, чтобы ребёнок лучше их запомнил.

«Теремки» и «складушки» Вячеслава Воскобовича

В этой методике обучения чтению, кроме кубиков с буквами, используются «теремки» — коробочки с буквами на гранях и окошками. В них можно вкладывать кубики, чтобы получались слоги. А из нескольких теремков можно составить слово. 

«Складушки» — это книжка с картинками, обучающими стишками и песенками. Родители пропевают их и параллельно показывают склады на картинках. Автор методики утверждает, что по «складушкам» можно научить читать ребёнка шести лет в течение месяца.

‍Страница из «складушек» В. Воскобовича‍

Карточки Домана

Эта методика обучения ребёнка чтению основана на запоминании слов целиком, от простых к более сложным. Сначала ребёнок осваивает первые 15 карточек, которые родитель показывает ему на 1–2 секунды и проговаривает слова на них. Затем ребёнок старается запоминать словосочетания. Эта методика помогает не только выучить больше слов, но и в целом хорошо развивает память.

Методика обучения чтению Марии Монтессори

Суть методики Монтессори заключается в том, что ребёнку сначала предлагается прочувствовать написание буквы, а потом произнести её. Для этого используют дидактические материалы — картонные таблички с наклеенными буквами, контур которых ребёнок обводит пальчиком, называя звук. После изучения согласных и гласных можно переходить к словам и фразам. Методика Монтессори не только помогает научиться читать, но и развивает мелкую моторику, логику, умение анализировать.

 Методика Ольги СоболевойАвтор этой методики считает, что нужно начинать учиться не с абстрактного алфавита, а сразу на практике — разбирая несложные тексты

Программа Соболевой позволяет научить читать ребёнка с пяти лет — в этом возрасте дети уже способны удерживать внимание на строчке текста. Предлагаются разные подходы в зависимости от того, как ребёнку проще воспринимать мир — на глаз, на слух или на ощупь

Кроме читательского навыка, методика развивает интерес к творчеству, фантазию, внимание и память.

Эффективные методики, проверенные временем

Упражнения и задания, направленные на увеличение скорости чтения, действительно помогают повысить навыки работы с текстом. Но нужно помнить, что даже самые полезные из них не справятся с этой задачей, если не чередовать их с другими заданиями

Важно сделать тренировки последовательными, подчиненными определенной программе, чтобы поэтапно улучшать способности ребенка к чтению и закреплять полученные знания

Также стоит отметить, что обучение скорочтению – длительный процесс, который может занимать от нескольких месяцев до одного-двух лет в зависимости от начального уровня навыков ученика. Родителям не всегда удается регулярно заниматься со своим чадом на протяжении всего этого времени и подбирать для него разнообразные упражнения, чтобы разносторонне тренировать его способности. Из-за этого самостоятельные тренировки часто не приносят желаемого результата. Поэтому родители интересуются различными курсами скорочтения, благодаря которым школьник сможет научиться быстро читать и хорошо запоминать прочитанное.

Программа «Либерика» является проверенной временем методикой обучения скорочтению с доказанной эффективностью. На таких занятиях ребенок сможет поэтапно освоить все нужные темы, закрепить свои знания и научиться читать до тысячи слов в минуту. Настолько высокий уровень навыков ученик сохранит навсегда, а значит такие способности пригодятся ему не только в детстве, но и во взрослой жизни.

Техника чтения

Да, чтение некоторым детям дается нелегко, поскольку в этом процессе участвуют и память, и воображение, визуальное и звуковое восприятие. И, тем не менее, нужно стремиться к тому, чтобы научить ребенка читать быстро.

И, кстати, при проверке техники чтения учитывается не только скорость. Во время этой «процедуры» учитель выясняет, насколько ребенок понял то, что прочитал; были ли ошибки; с выражением ли был прочитан текст. Кроме того, среди критериев проверки техники чтения присутствует такой показатель как способ чтения: то есть, по слогам прочитал ребенок или полностью слово; насколько у него получилось это сделать плавно.

Поэтому родителям первоклассников (которым в первом полугодии оценок не ставят) не стоит «зацикливаться» именно на скорости чтения. Больше читайте с ребенком, расширяйте его кругозор, знакомьте с новыми словами, расширяйте его словарный запас, и результат придет.

Почему ребенок читает медленно?

Есть и другие причины, кроме врожденного темпа деятельности, вследствие которых у ребенка «хромает» техника чтения. Наиболее распространенные их них такие:

  • ребенку не удается сконцентрироваться (к концу предложения он забывает, что было в начале);
  • недостаточный размер оперативного поля зрения (концентрируется на 2-3 буквах, которые читает, не видя слова целиком);
  • слабый словарный запас;
  • проблемы с артикуляционной системой и дикцией;
  • отсутствие интереса к чтению;
  • зрительная регрессия (возвращается глазами к словам, которые уже прочитал);
  • сложный текст (не по возрасту).

Учим слоги с детьми 5-6 лет: занятия, игры

Перед тем, как научить ребенка складывать слоги из букв, необходимо убедиться, что он знает все буквы алфавита. Если какие-то буквы забываются или путаются, лучше оставить их и отработать уже в слогах, так ребенку будет проще.

Важно! Необязательно в возрасте пять-шесть лет знать буквы по их названию, достаточно произнести звук, который они обозначают. Это не даст малышу запутаться при слоговом чтении

Все слоги в русском языке делятся на открытые и закрытые. Открытые слоги — те, которые оканчиваются на гласный звук. Закрытые — на согласный. Также слоги могут состоять из двух или трех букв. Начинать рекомендуется с самых простых слогов (открытых и состоящих из двух букв: ма, па, ко, пе, ру, си, ды).

Каким бы способом родители не начинали заниматься с детьми, весь принцип обучения чтению по слогам сводится к одному алгоритму:

  1. Необходимо взять самые простые слоги и прочитать их ребенку, ведя пальцем слева направо.
  2. Попросить малыша повторить их за родителем при чтении.
  3. Поставить палец ребенка на слог и попросить его прочитать. На этом этапе действует больше просто зрительная память, навык соединения букв еще не освоен.
  4. Помогать ему прочитать сложные слоги, всячески создавать ситуацию успеха, чтобы обучение проходило с желанием.
  5. Из этих же простых слогов складывать двусложные слова и прочитывать их. Малыш должен понимать значение прочитанного слова.
  6. Постепенно усложнять слоги, добавлять закрытые, состоящие из трех букв, читать более сложные слова, складывать их в простое предложение.

Важно! Если какая-то буква или слог упорно не хочет закрепляться в памяти ребенка, то можно повесить эту букву или слог в местах, где малыш часто бывает: на телевизоре, у кровати, на холодильнике, на входной двери и др. Так этот зрительный образ быстрее запомнится

Чтобы освоить чтение по слогам для детей 5 лет и старше, используются различные способы и методики его изучения. У каждого из них есть свои особенности использования, свои достоинства и недостатки.

Тренажеры

Хорошо поможет освоить чтение по слогам для дошкольников тренажер «Слоговые таблицы», который представлен как презентация в интерактивной форме. Выбор буквы возможность их соединить в слоги, разные картинки на экране, их смена при нажатии кнопки — все это вызывает большой интерес у ребенка и стимулирует выполнять такие задания снова и снова. Тренажеры могут быть и в печатном виде, напоминать простые слоговые карточки, но в своем использовании они тоже будут эффективны для детей дошкольного возраста.

Игровая форма

Одно из самых популярных пособий для складывания букв в слоги называется «Паровозик». В нем вагон с определенной гласной ездит по рельсам из согласных букв. Ребенку хочется проехать как можно дальше, поэтому обучение идет с увлечением. Еще в игру для чтения слогов хорошо вписываются кубики Зайцева. Из слогов, изображенных на их гранях, можно составлять множество слов, предлагать сделать это ребенку, найти нужный слог, собрать в корзинку определенные слоги и множество других вариантов.

Важно! Такая игра поможет отработать не только открытые слоги, но и закрытые

Упражнения

Это могут быть элементарные задания для девочек и мальчиков: составить слог или слово из букв, назвать как можно больше слов на заданный слог, изготовить букву из пластилина, проволоки, фольги и др. Даже загадывание какого-то слога на улице во время прогулки или прочтение вывесок станет отличным упражнением. Главное в этом деле — подключить фантазию.

Карточки

На карточках могут быть просто написаны цепочки слогов, можно составить их самостоятельно или распечатать готовые. Но гораздо интересней, когда присутствует элемент игры, поэтому отличным вариантом будет использовать слоговые лото. В них предлагается соотнести слог с соответствующей картинкой по ее первому слогу. По аналогии с ним можно подготовить и другие подобные карточки.

Слоговое лото — отличное средство для обучения чтению слогов

Упражнение 1.4. Состояние транса

Состояние транса, по наблюдениям специалиста по гипнозу М

Эриксона, характеризуется повышенным вниманием, способностью не реагировать на внешние раздражители, а также возможностью игнорировать сигналы некоторых органов чувств. Так, в состоянии транса человек может принять позу, которая неудобна в обычном состоянии, и провести в этой позе достаточно длительное время

Например, читая интересную книгу и положив ногу на ногу, через полчаса в перерыве вы можете обнаружить, что одна нога сильно затекла. Но во время чтения вы не думали о ноге, вы были в состоянии повышенного внимания к книге, у вас работало зрительное восприятие настолько сильно, что сигналы от остальных органов чувств просто не воспринимались мозгом.

Подробнее о вхождении в состояние транса вы можете прочитать здесь.

Как работает скорочтение

Чтобы читать быстро, нужно научиться читать правильно. Расширив поле зрения, а также избавившись от реверсивного чтения (перечитывания фрагментов текста) и привычки проговаривать текст вслух или про себя, можно существенно увеличить свою скорость. Ежедневно практикуя специальные методики скорочтения (хотя бы по 20–30 минут), вы можете достигнуть скорости до 800 слов в минуту, а понимание никуда не денется.

Имейте в виду, скорочтение поможет вам быстро обработать большой объём информации, например освоить новую профессиональную литературу. Однако художественную литературу лучше читать обычным способом. Если вы избавитесь от проговаривания и повторных перечитываний фрагмента текста, вы уже ускоритесь.

Зачем читать быстро?

«Странный вопрос», – подумает кто-то. Мы, вроде как, с того и начали, что осознали преимущества скорочтения и решили его освоить. Совершенно верно, однако быстрое чтение решает не только ваши задачи, связанные с освоением информации. Оно открывает вам путь к научной карьере, карьере журналиста и обозревателя, политолога, социолога и литературного критика, а также ко многим другим сферам деятельности, где быстрое чтение – это залог своевременного выполнения работы, и никак иначе.

Кроме того, скорочтение повышает качество работы с материалом. Читая быстро, вы обучаетесь вычленять суть, чтобы не тратить время впустую на малозначимые подробности

Этот навык весьма пригодится в бизнесе, маркетинге, PR-технологиях, где объем входящих предложений стремится к бесконечности, и вовремя отсеять ненужное ничуть не менее важно, чем не пропустить значимое

Итак, давайте теперь подытожим всю пользу, которую приносит нам скорочтение:

Воспринимаем и понимаем больше информации за единицу времени.
Умеем отсортировывать важное и неважное, системообразующее и второстепенное.
Всегда помним основную суть прочитанного текста, даже если где-то упустили детали.
Способны обрабатывать любые массивы входящей информации, не уставая и не снижая качество восприятия.
Обучаемся концентрировать внимание, что полезно для многих видов занятий, а не только для чтения.
Обучаемся не отвлекаться, что тоже полезно для многих видов деятельности.
Экономим свое время, которым можем распорядиться с большей пользой, нежели многократное чтение одного и того же материала с целью что-то запомнить.
Обретаем конкурентное преимущество во всех сферах деятельности, так или иначе связанных с обработкой информации (наука, журналистика, бизнес, прочее).
Становимся более знающими и эрудированными людьми, способными подержать любой разговор, что повышает наше конкурентное преимущество не только в работе, но и в личной жизни.

К слову, исследования, проведенные в свое время в Харьковском педагогическом институте, убедительно доказали, что между быстротой чтения и успеваемостью наблюдается причинно-следственная связь. Если среди быстро читающих 53% учатся на «хорошо» и «отлично», то среди читающих медленно хорошей успеваемостью отличается лишь 4% учащихся .

Итак, вы разобрались, зачем и для чего вам нужно скорочтение. И, как хорошие родители, наверняка уже задумались, как приобщить к этому полезному занятию своих детей. Если ваши дети относятся к обучению хоть сколько-то сознательно и обладают известной долей любознательности и тяги ко всему новому, можем посоветовать книгу «77 упражнений для увеличения скорости чтения» . Эту работу про скорочтение скачать можно бесплатно.

Если же пока что за вашими детьми нужен глаз да глаз, а заниматься самостоятельно им даже не приходит в голову, вас выручит методика развития скорочтения Ахмадулина, описанная в книге «Скорочтение для детей 6-9 лет. Как научить ребенка быстро читать и понимать прочитанное?» . Сначала с книгой нужно ознакомиться вам, чтобы подготовить все необходимое для занятий с ребенком. И только после этого можно привлекать к занятиям свое чадо.

Будем честны: не все отзывы на эту книгу исключительно положительные и не все дети достигли каких-то мегарезультатов по увеличению скорости чтения. Однако большинство родителей утверждает, что у детей однозначно вырос интерес собственно к процессу чтения, а это уже залог будущего успеха. Да и факт, что ее рекомендуют 96% прочитавших, уже говорит сам за себя .

В принципе, скорочтение для детей – это всегда полезная тренировка, даже если с ходу не будет каких-то впечатляющих результатов. Вы всегда можете провести ее в формате игры и сами вместе с ребенком выполнить упражнения из книги. Это объединяет, укрепляет атмосферу доверия в семье, что гораздо важнее, чем собственно скорость чтения для ребенка прямо сейчас.

И еще раз напоминаем, что мы вас ждем на курсе «Скорочтение» и программе «Быстрое чтение», и о том, что сейчас самое время остановить секундомер или любой другой часовой прибор, по которому вы засекали время чтения этой статьи. Теперь пришла пора опробовать на практике одну из рекомендованных методик развития навыков скорочтения (а именно методику обратного чтения) и снова засечь время, за которое вы прочтете эту статью в обратном порядке. Эти данные вам понадобятся для ответа на вопрос по теме статьи.

Мы желаем вам исключительно интересного и познавательного чтения, и не забудьте записать точное время, за которое вы прочитали эту статью!

Техника чтения

Да, чтение некоторым детям дается нелегко, поскольку в этом процессе участвуют и память, и воображение, визуальное и звуковое восприятие. И, тем не менее, нужно стремиться к тому, чтобы научить ребенка читать быстро.

И, кстати, при проверке техники чтения учитывается не только скорость. Во время этой «процедуры» учитель выясняет, насколько ребенок понял то, что прочитал; были ли ошибки; с выражением ли был прочитан текст. Кроме того, среди критериев проверки техники чтения присутствует такой показатель как способ чтения: то есть, по слогам прочитал ребенок или полностью слово; насколько у него получилось это сделать плавно.

Поэтому родителям первоклассников (которым в первом полугодии оценок не ставят) не стоит «зацикливаться» именно на скорости чтения. Больше читайте с ребенком, расширяйте его кругозор, знакомьте с новыми словами, расширяйте его словарный запас, и результат придет.

Обратитесь за помощью в IQКлуб

Развить навыки чтения, память, внимание у ребенка поможет IQКлуб. Это – новый интернет-сервис, который порадует и детей, и родителей

Команда профессионалов подготовила для детей занимательные развивающие игры. Над разработкой трудились лучшие дизайнеры, психологи и педагоги.

Как воспользоваться услугами сервиса?

  • Зарегистрируйтесь в системе (можно через социальные сети).
  • Дайте ребенку пройти интересный тест.
  • После оценки сильных и слабых сторон вашего ребенка, для него будет сформирована индивидуальная программа обучения.

Результаты обучения можно отслеживать в онлайн режиме. Так вы оперативно узнаете о достижениях вашего чада и получите необходимые рекомендации для дальнейшего развития.

В современном мире, когда нас окружают разнообразные электронные гаджеты, проблема детского чтения становится все более актуальной: к сожалению, в последнее время все меньше детей читают книги. Поэтому взрослым стоит на личном примере показать, что чтение на самом деле является очень увлекательным процессом. И притом, как сказал Ф.Жанлис: «Люди, которые читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор».

Причины плохой техники чтения

Чтобы расширить лексикон, читайте больше книжек, рассматривайте вместе картинки, проговаривайте кто/что на них изображено и что происходит.

Обсуждайте детские фильмы и мультфильмы, давайте оценку действиям героев, просите ребенка самому подумать и рассказать почему герой так поступил и правильно ли он сделал.

Проблемы с артикуляцией. Возможно, ребенку трудно выговаривать отдельные звуки, например, сочетания согласных.

Как помочь? Используйте скороговорки, небольшие стишки, присказки. Сначала стоит потренироваться произносить их медленно, затем увеличивать темп.

Займитесь артикуляционной гимнастикой обязательно тренируйтесь вместе с ребенком, показывайте пример. И все слова, которые выговаривать пока не получается обязательно записывайте и постоянно к ним возвращайтесь.

У ребенка рассеяно внимание. Он не сосредотачивается на тексте, отвлекается

Постарайтесь сделать так, чтобы ваши занятия напоминали игру. О многих игровых методиках вы можете узнать из материала как легко научить ребенка считать в уме.

Следующие упражнения помогают и лучше читать, и сосредоточиться. Читайте вместе с ребенком чаще, делайте это когда он спокоен, не перевозбудился; заинтересуйте его книгой, расскажите начало сказки и предложите прочитать вместе, что было дальше. Обязательно следите за своим произношением и расстановкой ударений!

Главное – маленький читатель должен сам захотеть почитать хоть немного.

После того, как вам удалось сосредоточить внимание на книге (спустя 2 или 3 закрепляющих занятия) попросите ребенка читать со включенной музыкой, сначала очень тихой и без слов. Если все получается, можно немного увеличить громкость, включить музыку со словами, так ваш малыш будет учиться концентрироваться на чем-то одном

Если все получается, можно немного увеличить громкость, включить музыку со словами, так ваш малыш будет учиться концентрироваться на чем-то одном.

Если ребенку совсем тяжело это дается, возможно вы упустили какой-то важный момент в развитии этого навыка, прочитайте как нужно учить читать по слогам.

Узкое поле зрения. Для освоения техники быстрого чтения необходимо иметь широкий охват зрения.

Глаза не должны фокусироваться на одном слове. Задача педагога по скорочтению научить школьника воспринимать текст целиком, то есть взгляд должен останавливаться не на отдельных словах, а на пробелах между ними, захватывая сразу фразу или предложение.

Регрессия глаз. Это главный враг скорочтения.

Школьник возвращается к уже прочитанному тексту, теряя время. Регрессия глаз происходит машинально. Процесс возможно контролировать, используя тренировочные упражнения.

Для устранения дефектов и отработки навыков быстрого чтения нужно не только постоянно тренироваться, но и корректировать широту поля зрения, отказаться от внутреннего проговаривания слов, контролировать регрессию, развивать внимание и память. В этом помогут следующие упражнения, которые включают в систему занятий, уделяя им по несколько минут на каждом уроке

Медлительность

Нет, это не просто отрицательное качество ребенка, а действительно особенность нервной системы, поэтому не ругайте и не торопите малыша, — это ему не поможет, а лишь помешает.

Дислексия

Эту проблему стоит выделить в отдельный пункт. Наличие такого диагноза довольно серьезно мешает ребенку овладеть навыками быстрого чтения. При этом ребенок может быть успешным и способным учеником по всем другим предметам.

Дислексия накладывает отпечаток на способность к чтению даже в старшем школьном возрасте.

Дизартрия

Из-за слабого артикуляционного аппарата (рот, горло) ребенка при чтении вслух может показаться, что он плохо читает.

Заболевание определяется как патология нервной системы, при которой ребенок не может правильно произносить слова.

Перейдем к основной части, в которой будут рассмотрены средства достижения нашей цели.

СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)

Данный синдром проявляется в постоянной отвлекаемости и неустойчивости внимания, невозможности запомнить информацию надолго, суетливости и резкости движений ребенка.

Это заболевание, которое нуждается в своевременном лечении, иначе оно может привести к осложнениям.

Упражнение 1.5. Игра N-назад

Задача n-назад представляет собой задачу непрерывного выполнения, применяющуюся в области нейрофизиологии и предназначенную для активизации определённых участков мозга, а также использующуюся в психологии с целью оценки и развития способности к концентрации, логического мышления, рабочей памяти и подвижного интеллекта человека вообще. В игре вам будут по порядку показываться карточки и вам придется определить, была ли такая же карточка показана в прошлый раз.

Cтатистика На весь экран

***

Дополнительно. Чтобы избавиться от постоянных возвращений к уже прочитанному (регрессий), чтобы понять смысл, вам также могут пригодиться упражнения из Урока 2 и Урока 4. Избавление от артикуляции позволит приравнять понятия «прочитать» и «понять» текст, так как вы не будете механически проговаривать про себя прочитанное, а значит, не будете читать отдельно от понимания и создания чувственных образов прочитанного. Материал Урока 4 направлен, на тренировку навыка поиска нужной информации в тексте, что также может помочь вам не возвращаться к уже прочитанному.

Примечание. Если Вы считаете, что предложенные упражнения даются Вам слишком легко, то можете перейти к следующим урокам. Ведь каждый человек индивидуален, и разные навыки могут даваться по-разному: одни — немного проще, другие — чуть сложнее.

Евгений БуяновДмитрий Гераськин

Развитие периферического зрения

Один из главных инструментов скорочтения — периферическое, или боковое зрение. Оно осуществляется периферическими областями сетчатки и позволяет вместо нескольких букв видеть и воспринимать слово или даже строчку целиком.

Классический способ тренировки периферического зрения — работа с таблицей Шульте. Такая таблица представляет собой поле, разделенное на 25 квадратов: пять по горизонтали и пять по вертикали. В каждый квадрат вписана цифра, всего — от 1 до 25, в случайном порядке. Задача учащегося — последовательно найти все цифры по возрастанию или по убыванию, глядя при этом исключительно в центральный квадрат.

Как освоить скорочтение?

В одной из самых популярных школ «быстрочтения» в России, школе Олега Андреева, говорится, что, пройдя всего две ступени обучения, можно достичь скорости чтения 10 000 знаков в минуту, что составляет примерно 5-7 страниц средней книги. Получается, что за получасовую поездку в метро с такой скоростью можно прочитать 150-200 страниц книги. Это гораздо больше, чем прочитает среднестатистический человек за такое время.

Кроме «Школы Олега Андреева», свои курсы предлагают такие знаменитые сегодня специалисты в скорочтении как Наталия Грэйс, Андрей Сподин, Владимир и Екатерина Васильевы и многие другие. Однако некоторые люди научились быстро читать, не посещая курсов, школ, тренингов и специальных центров, а также не читая учебников по быстрому чтению. И многие из них вам знакомы – это Максим Горький, Владимир Ленин, Томас Эдисон и другие.

Именно поэтому мы без стеснения заявляем, что освоить скорочтение способен любой человек. Чтобы научиться читать быстро, просто выполняйте упражнения, описанные в пяти уроках нашего курса. Если пытаться обобщить различные техники по обучению скорочтению, процесс овладения этим умением можно разделить на пять частей (они и соответствуют пяти урокам).

Каждый урок позволяет овладеть определенным навыком, способствующим повышению скорости чтения и эффективности освоения материала. Содержание уроков построено таким образом, чтобы можно было максимально интерактивно и удобно заниматься онлайн без преподавателей и репетиторов. Давайте коротко с ними познакомимся.

Полезные советы, как научиться хорошо и быстро читать

Учась быстро перерабатывать написанную информацию, вам следует воспользоваться следующими советами.

Не проговаривайте слова

Старайтесь читать только глазами. Еще в школе мы привыкаем проговаривать слова шепотом, когда читаем текст. Это мешает скорочтению. Известно, что шевеление губ его замедляет. Поэтому избавляйтесь от этой привычки, если хотите ускорить свое чтение.

Не возвращайтесь

Часто чтец при окончании строки возвращается на ту, которую только прочитал. Это значительно замедляет темп. Старайтесь не возвращаться к одной и той же строке несколько раз, лучше используйте линейку или указательный палец.

Не упускайте текст

Удивительная техника – слежение за текстом. Повороты головы, участие рук в процессе чтения помогают его ускорить. Подключение периферического зрения очень полезны для освоения огромного количества информации.

Обучайтесь

Не забывайте, что любой навык требует усердия и обучения. Узнать, как лучше читать, вы можете из книг. Например, очень полезной для вас будет книга Е. А. Нефедовой и О. В. Узоровой “Самый быстрый способ научиться читать. Слоговые таблицы”. Эти авторы также помогают научиться быстро читать по-английски.

Видео

Также будьте открыты для получения полезных советов из видеоисточников. Один из них смотрите ниже.

Как научить ребенка быстро читать: 5 эффективных упражнений

Современный человек должен усваивать информацию очень быстро: уже в школе дети сталкиваются с колоссальной нагрузкой в виде большого количества уроков, внешкольных занятий, домашней работы.

Сейчас всё больше набирают популярность курсы ментальной арифметики, мнемотехники и скорочтения. Однако многие навыки можно легко развить в домашних условиях. В данной статье мы поговорим о том, как научить читать быстро ребенка в 1 классе и не только.

Почему мы решили остановиться именно на обучении чтению? Во-первых, читать быстро и при этом внимательно – залог успеха в учебе и работе. Этому вопросу, кстати, посвящена наша статья. Во-вторых, дети часто не читают, так как этот процесс кажется им скучным и долгим. На самом деле, причина в низкой скорости, трудности понимания текста и запоминания деталей.

Обучение скорочтению позволяет решить все эти проблемы. А если вы еще и сможете подобрать интересные книги, то дети без сомнения проникнутся любовью к чудесному миру литературы.

Ниже описаны 5 простых, но эффективных упражнений, которые помогут повысить скорость чтения

Важно, что скорочтение – это способность не только пробегать текст глазами быстро, но и понимать всё прочитанное. Поэтому не усложняйте упражнения (в описании каждого из них вы найдёте соответствующие опции), пока не научитесь после быстрого прочтения пересказывать текст близко к исходному (мы рекомендуем начать с половины страницы)

Упражнения в домашних условиях

“ По словам Джозефа Аддисона, «Чтение для ума – то же, что физические упражнения для тела». Продолжая эту мысль, можно сказать, что не менее важными являются и упражнения для повышения скорости чтения.

Прежде всего, родителям нужно выяснить, что же все-таки влияет на скорость чтения их малыша, и после этого начинать «тренировки» по устранению проблемы.

А так как всякая тренировка начинается с разминки, это правило подойдет и здесь.

Начните свой домашний урок с проговаривания гласных, согласных букв, а также их сочетаний.

  • Например: Аоуыиэ, ауэиоы, оауэиы; ж-с-з-ш, б-п-д-т, ж-г-к-ш; ва-вя, лу-лю, ма-мя;
  • Читайте любые известные вам скороговорки: ехал грека через реку…; шла Саша по шоссе….

При выполнении этих упражнений следите за тем, чтобы ребенок четко выговаривал буквы и слова. Разминка поможет подготовить к чтению речевой аппарат.

Существует также артикуляционная гимнастика, в которой участвуют язычок и губы. Она выполняется перед зеркалом.

Далее можно приступать к специальным упражнениям, которые призваны устранить причину невысокой скорости чтения.

Упражнение 3. «Глаз – алмаз»

Посмотрите на рисунок и изобразите такой же прямоугольник. В клеточках разместите цифры от 1 до 30, в произвольном порядке, но не друг за другом. Цифры должны быть хаотично разбросаны по клеткам.

Школьник смотрит внимательно на картинку с табличкой.

И теперь вместе с ним начинайте вслух считать: один, два, три и так до тридцати.

Счет равномерный, не слишком быстрый, но и не слишком медленный.

Задача ребенка:

  • на счет один найти и показать пальцем единицу;
  • на счет два – двойку;
  • три – тройку и т.д.

Если ребенок замешкался с какой-то цифрой, то счет его не ждет, нужно догонять, искать быстрее. Для малышей можно нарисовать таблички поменьше, например, 3Х3 или 4Х4.

В чем смысл упражнения? Оно направлено на увеличение угла обзора зрения. Для того, чтобы при чтении «цеплять» глазами не одну букву, не одно слово, а несколько слов сразу, ну или  целую строку целиком. Чем шире будем смотреть, тем быстрее будем читать.

Одну таблицу можно использовать два — три раза, потом расположение цифр нужно поменять.

Упражнение 3.3. Сверху вниз

Для того чтобы научиться читать тексты вертикальным движением глаз (сверху вниз или чтение по диагонали), начните с простого. Попробуйте читать газеты и журналы с узкими колонками текста «сверху вниз», не используя движение глаз «слева направо». Для этого также подойдут простые стихи, но лучше использовать детскую поэзию с сюжетом, чтобы вы могли читать тексты, не отвлекаясь на глубокую смысловую нагрузку. Кроме того, с помощью обычных текстовых редакторов, которые установлены на любом компьютере, вы можете любой текст оформить в ввиде колонки, после чего распечатать или читать на экране.

Как только вы почувствуете легкость и сможете читать без артикуляции и вертикально, постепенно можете переходить к стихам и колонкам большей ширины или даже к книгам с узкими страницами. Со временем вы почувствуете, что это достаточно легко.

Кроме того, вы можете читать тренинги на нашем сайте (4brain.ru) в качестве тренировочного материала и при этом варьировать ширину страницы. Вам достаточно просто уменьшить размер окна вашего браузера до необходимого и удобного (для этого нужно нажать квадратик в правом верхнем углу браузера и изменить ширину страницы).

Выполняйте упражнения до тех пор, пока не достигните поставленной цели. Начните с таблиц Шульте, постепенно переходя к навыкам «вертикального чтения». Параллельно можете осваивать следующий урок.

Упражнение «Чертоги разума»

‍Возраст: от 7 лет‍Что развивает: образное мышление, внимательность, логику. 

Эту мнемотехническую методику развития памяти у детей использовали даже Цицерон и Шерлок Холмс.

Предложите ребёнку представить знакомое пространство — например, дом. Задача — мысленно прогуляться по комнатам и разложить информацию, которую необходимо запомнить, в определённые места. Нужно выбрать несколько опорных образов (телевизор, настольная лампа, холодильник и так далее) и, перемещаясь по часовой стрелке, проложить между ними маршрут. К каждому опорному образу присоединяйте запоминаемый. Можно не один, а целую цепочку. 

Воспроизвести материал будет легче, если представлять, как идёшь по комнатам, в какой последовательности и куда заглядываешь. Количество информации, которую ребёнок сможет запомнить, зависит от размера локации и тренированности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector